Принципы проведения тендеров на Украине

Статья 3 Закона О государственных закупках устанавливает ряд принципов закупок, направленных на защиту конкуренции, в том числе:

  • Честная конкуренция между участниками торгов
  • Максимальная экономия и эффективность
  • Открытость и прозрачность на всех этапах закупок
  • Недискриминация участников торгов

Принципы прозрачности, открытости и недискриминации участников торгов не только декларируются в законе, но и обеспечиваются конкретными положениями.

Прозрачность и открытость государственных закупок (далее-тендеры) обеспечивается посредством процедур обязательного опубликования информации о тендерах и их результатах в сети Интернет, на специальном сайте Министерства экономического развития и торговли Украины. 

Здесь же происходят:

  • Объявление тендера и соответствующая тендерная документация: не позднее чем за 20 дней до даты проведения тендера (даты открытия тендерных заявок).
  • Изменения в тендерной документации: не позднее чем за 7 дней до даты проведения тендера.
  • Запись об открытии торгов и информация об отклонении или акцепте заявок: в течение 3 дней.
  • Объявление результатов закупочной процедуры: в течение 7 дней после заключения договора или отмены или признания конкурса недействительным (подробнее с данной информацией можно ознакомиться здесь: https://tender.uub.com.ua/ru/pro-prozorro/dokumenty-prozorro.
  • Информацию о внесении изменений в договор, заключенный на основании процедуры закупки, и отчет об исполнении договор: в течение 3 дней с даты внесения изменений или даты истечения срока действия, исполнения или прекращения договора.

Статья 5 Закона Украины «О государственных закупках» ставит украинских и иностранных участников торгов в равные условия при проведении торгов, обязывает организаторов торгов предоставлять всем участникам торгов свободный доступ к информации о закупках, запрещает устанавливать дискриминационные требования к участникам торгов. В законе О государственных закупках также говорится, что тендерная документация не может содержать требований, ограничивающих конкуренцию или ведущих к дискриминации участников торгов, и могут использоваться только квалификационные критерии, изложенные в статье 16 Закона О государственных закупках. Закон конкретно запрещает установление критериев квалификации тендерных заявок, проводимых с помощью средств процедуры запроса ценовых предложений, а также закупки определенных товаров и услуг, которые перечислены в законе, где качество является стандартом, а цена является решающим критерием.

Статья 17 Закона О государственных закупках устанавливает исключительный перечень оснований, по которым может быть отказано в участии в тендере, критерии оценки заявок и основания для их отклонения. Подробнее с данной информацией можно ознакомиться здесь: tender.uub.com.ua.

Можно отметить, что закон О государственных закупках был принят весной 2014 года ускоренными темпами, в рамках подготовки и подписания Соглашения об ассоциации с ЕС и присоединения к соглашению ВТО о государственных закупках. По этой причине он первоначально содержал много пробелов и недостатков, и семь поправок уже были внесены в него.

Насколько нам известно, планируются и новые изменения в Закон О госзакупках, в том числе направленные на защиту конкуренции.

| МОЛНИЕЗАЩИТА. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ |